Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Рейд на Токио

18 апреля 1942 года в Токио был спокойный светлый день. Шел пятый месяц войны против США, однако сражения гремели за тысячи километров от японской столицы. Хотя тем утром о них напомнили гул самолетов в небе, выстрелы зениток и вой сирен на земле, никто не встревожился. Все знали, что проходят обычные учения ПВО с воздушной тревогой. Когда стало потише, все снова услышали по радио, что японская нация и император Хирохито находятся в полной безопасности.

Бомбы в полдень

Однако в полдень низко над домами на бреющем полете вдруг понеслись темно-зеленые самолеты с белыми звездами. Полетели бомбы. Токийцы впервые за войну услышали взрывы. Через 20 минут налет прекратился так же неожиданно, как и начался. Отбомбившись, самолеты улетели. Ни один не был сбит. Так прошел первый за войну рейд американской авиации на Токио. Кроме Токио бомбы упали еще в трех городах. В тот день в небо Японии ворвались 16 средних армейских бомбардировщиков В-25 «Митчелл». Эту молниеносную операцию американское командование готовило четыре месяца. Ее провела группировка из 16 кораблей с двумя авианосцами.

Удар оказался ошеломляющим. К этому времени Япония привыкла к победам. Начав войну с нападения на военную базу Пёрл-Харбор в декабре 1941 года, японцы одновременно высадились на островах Уэйк и Гуам, где располагались американские гарнизоны. Также японцы вторглись на Филиппины. Там войска США в апреле уже готовились капитулировать. У США в Тихом океане оставались только Гавайские острова. Одновременно были захвачены британские Гонконг, Малайя и Сингапур, оккупирована голландская Ост-Индия.

Как бомбить Японию

Пленный Роберт Хайт

Япония всюду побеждала, а Америка терпела поражения и собирала силы для большой войны. Однако в Вашингтоне осознавали, что нужен быстрый ответ. Президент Рузвельт на каждой встрече с командованием требовал придумать, как подвергнуть бомбардировке Японию.

Идея родилась не в штабе и не в генеральской голове. Она озарила одного капитана при осмотре нового авианосца «Хорнет». Он подумал, что с его палубы могли бы взлетать не только самолеты морской авиации, но и бомбардировщики. Капитан доложил о своих соображениях наверх. Поникшие генералы и адмиралы ухватились за идею. Возник необычный замысел: пусть по Японии нанесут удар прилетевшие с моря сухопутные бомбардировщики.

Такого налета в Токио и представить себе не могли.

План созрел к февралю. Началась подготовка операции. Командиром эскадрильи был назначен подполковник Джеймс Дулиттл. 45-летний летчик происходил из «племени кожаных курток» - авиапионеров, которые начинали летать в открытых кабинах. Став летчиком в 1917 году, к войне Джеймс получил почти все летные призы. Среди его достижений были несколько рекордов скорости. В 1922 году Дулиттл впервые за 24 часа пересек США, в 1927-м первым в мире сделал обратную петлю. В 1929-м он тоже первым совершил слепой полет, когда летчик от поднятия в воздух до Посадки ориентируется только по приборам. Про него говорили, что он мастер продуманного риска.

Дулиттл согласился без колебаний. Он составил план бомбардировки. Предполагалось использовать средние двухмоторные бомбардировщики В-25 «Митчелл» с экипажем из пяти человек. Они подходили для авианосца по своим размерам и весу. По плану самолеты должны были взлететь с авианосца на расстоянии примерно 900 километров от Японии. После бомбардировки десятитонные машины не смогли бы сесть на авианосец, поэтому им нужно было лететь дальше до аэродромов в Советском Союзе или на неоккупированной японцами территории в Китае. Шансы на успех Дулиттл оценивал как пятьдесят на пятьдесят. Себя он потребовал назначить пилотом самолета наведения, чтобы подняться в воздух первым.

Советское руководство на прямое участие в операции согласиться не могло. Глава Китайской Республики, которая уже пять лет вела войну против японской агрессии, генералиссимус Чан-Кайши ответил согласием.

Дулиттл отобрал 140 добровольцев. Он предупредил их, что они выбраны для совершенно секретной и очень опасной операции. Больше летчики ничего от него не узнали. Каждый мог отказаться, но никто этого не сделал.

Начались тренировки на облегченных бомбардировщиках. Для снижения веса инженеры сняли с машин все, что могли. Пилоты отрабатывали взлет с короткой, как на авианосце, полосы на военном аэродроме во Флориде. Над Мексиканским заливом они привыкали к морю вместо земли под крылом. Над сушей пилоты отрабатывали полеты на низкой высоте. Во время таких тренировок бомбардировщики пролетали даже под линиями высоковольтной передачи.

Путь через океан

22 марта эскадрилья вылетела на военно-морскую базу в Калифорнию. Там краны подняли бомбардировщики на полетную палубу авианосца «Хорнет». 2 апреля он вышел в океан в сопровождении шести боевых кораблей и танкера. Только теперь экипажу и летчикам объявили, что они идут на Токио. Через несколько дней состоялась встреча со второй авианосной группой, которая вышла на операцию из Пёрл-Харбора. Теперь объединенная эскадра с двумя авианосцами насчитывала 16 кораблей.

Почти никто из летчиков не видел войны. К своему первому боевому заданию они продолжали готовиться на борту. Пилоты изучали карты и цели. Дулиттл позволил им самим выбирать объекты, однако бомбить императорский дворец не разрешил никому, чтобы не распалить боевой дух японцев. Врач объяснял пилотам, как оказывать первую помощь, а офицер-разведчик повторял им на китайском слова «Я американец».

Японская разведка узнала об авианосной группировке из радиоперехвата. Императорское командование решило нанести упреждающий удар по эскадре на расстоянии, с которого американские авианосные самолеты еще не смогут долететь до Японии. О бомбардировщиках В-25 «Митчелл» в Токио не подозревали. В операции против эскадры было решено использовать флотилию из 70 бомбардировщиков наземного базирования.

Рейд Дулиттла

С таким названием первая бомбардировка японской территории осталась в американской истории. 17 апреля, за сутки до налета, бомбардировщики с полными баками, четырьмя бомбами каждый и снаряженными пулеметами были готовы. Им было тесно: хвост последнего свисал с полетной палубы.

На следующий день рано утром разведывательный самолет эскадры обнаружил японское патрульное судно. Соблюдая радиомолчание, пилот сбросил донесение в чехле на палубу авианосца. Через полтора часа было замечено еще одно судно. Его атаковали и утопили, но капитан успел передать в Токио донесение. Стало ясно, что нужно поднимать самолеты в воздух, хотя до Японии оставались еще 1200 километров, а до выхода на запланированный рубеж атаки - почти 300 километров. Было сомнительно, что потом самолеты долетят до аэродрома в Китае. Тем не менее в восемь утра эскадрилья получила команду на взлет со словами «Удачи и да хранит вас Бог».

Дулиттл взлетел первым. За ним последовали остальные. Их почти сразу обнаружил японский воздушный патруль. Он доложил в Токио о группе двухмоторных самолетов, видимо, наземного базирования, которые направляются к Японии. Командование такому донесению не поверило.

10 самолетов на предельно малых высотах (до пяти метров над водой) вышли на Токио. Каждый экипаж знал свой сектор. Бомбардировщики проносились почти на уровне крыш над домами до объектов, чуть набирали высоту, чтобы самим не пострадать от взрывов, и сбрасывали бомбы. Их целями были танковые, автомобильные, сталепрокатные и химические заводы, фабрики военного снаряжения, портовые сооружения. Открыли огонь зенитки. Взмыли истребители. Отстреливаясь, бомбардировщики уходили от них к морю.

В других городах еще шесть самолетов также бомбили военные предприятия. Налеты прошли без потерь. Все американские самолеты ушли в сторону Китая, но там никто удачно не приземлился. Никому не хватило топлива, чтобы долететь до аэродрома. Вдобавок на земле не работали обещанные радиомаяки для ориентировки. Только один самолет, который направился в Советский Союз, сел на аэродроме под Владивостоком.

15 самолетов китайского направления утонули в море или разбились на суше.

Экипажи спасались на парашютах. Один человек погиб во время приземления, четверо утонули. Восемь оказались на оккупированной японцами территории и попали в плен. Из 80 летчиков из рейда не вернулись 13 человек. Остальные еще три недели добирались до столицы Китайской Республики города Чунцин, а потом были переправлены в США.

Через несколько дней после рейда президент Рузвельт рассказал о нем на пресс-конференции. Он не мог вдаваться в детали, поэтому на вопрос о том, откуда бомбардировщики прилетели в Японию, дал военно-литературный ответ: «...с нашей новой секретной базы в Шангри-Ла». Его поняли все, кто читал роман Джеймса Хилтона «Потерянный горизонт», где упоминалась одноименная база в Гималаях.

Несколько десятков бомб никак не сказались на военной мощи Японии, но по гордыне императорской армии был нанесен действительно сильный удар. Поставленная президентом Рузвельтом задача была выполнена в лучшем виде, а американцы избавились от шока Пёрл-Харбора и воспряли духом. Война пошла по-другому. 2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури» в Токийском заливе был подписан акт о капитуляции Японии.

Виктор ГОРБАЧЕВ








Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты