Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Похороны заказывали?

Время и смерть человек обмануть не в силах. Но можно хотя бы немного приглушить боль утраты близкого человека. Иногда это делают весьма странным способом. Египетские фараоны, к примеру, готовились к увековечиванию собственной памяти загодя: возводили гигантские усыпальницы — пирамиды. Восточные сатрапы строили для себя шикарные мавзолеи. Но настоящая скорбь и размеры последнего места упокоения — вещи, друг от друга не зависящие.

Остаться в мире живых

В древности люди старались собрать своих близких в потусторонний мир очень тщательно. Например, знатные ацтекские женщины всю жизнь собирали выпавшие волосы в специальный сосуд, чтобы его похоронили вместе с ними. А то, не приведи господь, усопшая задержится между мирами живых и мёртвых в поисках оброненных когда-то волосинок.

Древние греки к обряду похорон относились очень серьёзно. Правда, чтобы соблюсти необходимую при этом процедуру, достаточно было бросить на бездыханное тело три щепотки земли. А вот уже древние римляне хоть и чтили предков, но в вопросах погребения были куда оригинальнее.

Для них было совершенно нормальным держать урны с прахом родственников дома, причём на протяжении многих поколений. Количество погребальных сосудов даже становилось предметом гордости. Широкое хождение в Древнем мире имели и посмертные гипсовые маски.

Люди из индийского племени тода до сих пор держат прах умерших предков «в шаговой доступности». Они хоронят мертвецов в джунглях, причём место последнего упокоения известно лишь членам семьи. Зато никто не мешает навестить покойного и попросить помощи.

В Полинезии распространён обычай, согласно которому прах мужчин хоронят в море, а женщин и детей погребают у основания свай, на которых стоят хижины.

У некоторых племён Центральной Африки в ходу изготовление ожерелий из фаланг пальцев умерших родственников — на вечную память. А люди народа дани из Новой Гвинеи хранят память о близких совсем иначе. В зависимости от близости родства с покойным они отрубают одну, две фаланги, а то и весь палец, но не ушедшему в мир иной, а… себе! Считается, что такое членовредительство поможет сохранить память об утрате. Что с них взять, с дикарей…

Локон на память

В средневековой Европе тоже задумывались, как сохранить память о близких. Богатые рыцари могли заказать портреты родственников ещё при жизни. Дворяне и дворянки частенько хранили безделушки, предметы туалета или драгоценности, принадлежавшие дорогому человеку, покинувшему наш мир.

Но вещи умершего хранить, а тем более носить было всё-таки не принято. На помощь состоятельным вдовцам и вдовам пришли ювелиры. Сначала они делали композиции: маленький золотой гробик размером с табакерку, а в нём серебряный скелетик. При виде этого произведения искусства человек предавался мыслям о неминуемой кончине, духовно готовился к смертному часу. Далее пошли настоящие украшения: золотой кулон в форме гробика, и в нём локон умершего. На крышке делали надпись о том, что такой-то скончался тогда-то.

Со временем срезать локон на память стало традицией. Например, отправляясь на войну, сын оставлял прядь волос матери, муж — жене и так далее. Если же воин умирал вдали от дома, то отослать родным не только личные вещи, но и тот самый локон считалось делом если не обязательным, то очень важным. Во время Гражданской войны в США это делали сиделки даже во вражеских госпиталях, если от ран погибал пленник.

Сначала локон просто помещался в медальон из золота или металла, покрытого чёрной эмалью. Иногда на них были надпись «На память» и инициалы погибшего. Одна из книг о моде 1865 года прямо говорит: «Волосы — это одновременно и самый изящный, и самый современный материал, который может пережить нас, подобно любви». В соответствии с траурным этикетом Британии XIX века на второй день траура можно было носить брошь или браслет, сделанные из волос покойного, с застёжкой из золота или металла, покрытого чёрной эмалью. Даже цепочку от часов или простую золотую пряжку разрешалось носить во время траура, только если в их оформление был включён, локон.

Подготовка материала являлась важной частью процесса. Волосы кипятили в воде с содой в течение 15 минут для обезжиривания и придания прочности. Потом их сортировали по длине и разделяли на пряди по 20-30 волосков. В большинстве случаев требовались длинные волосы. Например, для браслета среднего размера нужны были пряди длиной 50-70 сантиметров. Готовое украшение отправляли к ювелирам для изготовления оправы.

Ужас Викторианской эпохи

Королева Виктория правила Британской империей с 1837 по 1901 год. Именно в это время сформировались многие стереотипы поведения англичан. Викторианская эпоха характеризовалась в том числе расцветом философской мысли, интересом к вопросам теологии, тягой к оккультному. Не последнее место занимали и размышления о жизни и смерти.

Как сохранить память о безвременно ушедшем родственнике? Хорошо, если при жизни хватало средств заказать портрет или после смерти — траурное украшение. Но большинству семей это было не по карману, да и времени на позирование художнику даже у богачей часто не хватало.

Как нельзя кстати пришлось изобретение Луи Дагера — фотография (дагеротип). Принцип действия этого чуда техники был основан на светочувствительности йодистого серебра, позволявшей зафиксировать изображение. Проще всего объяснить это как «зеркало с памятью». Но выдержка была чудовищно долгой — от 15 до 30 минут.

Заставить человека позировать так долго трудно. Да и время выбрать для визита в фотоателье непросто. Или, к примеру, ребёнка вовсе не успели сфотографировать, а он умер в младенчестве. Детская смертность в Викторианскую эпоху была очень высокой. С фотографирования умерших новорождённых и началась жутковатая традиция, к концу XIX века охватившая всю Англию и перекинувшаяся в США и Европу. Такой снимок оставался единственной памятью о малыше, его можно было отослать родственникам.

Сначала фотографировали тела в гробах, украшенных цветами. Постепенно в кадре стали появляться родственники усопших. Но вскоре невинная, на первый взгляд, практика приобрела жутковатый характер. Во-первых, она распространилась на подростков и даже на взрослых людей. Во-вторых, им стали придавать вид живых. Например, уснувших, а то и просто сидящих с задумчивым видом в окружении родни. Для большего эффекта такой «модели» могли открыть глаза.

Первопроходцем этого жанра считается Ипполит Байар, изобретший способ печати снимков на бумажном носителе. Ранние посмертные фотографии изображали лицо умершего крупным планом или тело целиком. Детей обычно размещали в колясках, на детских стульчиках или диванах, в окружении любимых игрушек. Общепринятым стало фотографирование вместе с усопшим всей семьи или ближайших родственников, в том числе детей.

Умерших взрослых чаще фотографировали сидя. Окружающее пространство украшалось цветами, покойного наряжали во всё лучшее. Для придания жизненности фотограф поверх закрытых глаз на снимке изображал открытые, а порой наносил немного розовой краски на щеки. Со временем каждый солидный фотограф имел у себя в ателье специальную мебель с целой системой фиксаторов и подпорок. Теперь телу на посмертной фотографии можно было придать любую позу или даже поставить на ноги.

Одно время посмертная фотография стала едва ли не общепринятой практикой. Снимали как известных людей (например, сохранился снимок Виктора Гюго), так и жителей глухих деревень. Но Первая мировая война резко изменила отношение к смерти. Теперь её боялись, и производить лишние манипуляции с мертвецами вышло из моды.

Похороните его… на Луне

Хватает причудливых мемориальных традиций и в наше время. Например, на Мадагаскаре считается, что покойник тем быстрее переселится в лучший мир, чем больше внимания окажут его телу. Поэтому близкие покойного периодически выкапывают его бренные останки, чтобы потанцевать с ними под весёлую музыку вокруг могилы.

А в американской компании LifeGem создали оборудование для синтеза из праха усопших искусственных алмазов. В специальной печи останки преобразуются в графит. Затем массу помещают в пресс, и под воздействием экстремальных температур получается алмаз. Камень не отличается от природных ни прозрачностью, ни плотностью. Стоимость операции зависит от размера бриллианта и его характеристик, но начинается от 2,5 тысячи долларов.

Южнокорейские фирмы предлагают родственникам умерших не менее странную услугу. Пепел после кремации при высокой температуре кристаллизуется и превращается в бусины, которые затем окрашивают. Процедура пользуется все большей популярностью из-за закона, который с 2000 года ограничивает «срок действия» обычной могилы 60 годами.

Британская корпорация Heavens Above Fireworks в прямом и переносном смысле пошла дальше всех. Она предлагает смешивать человеческий прах с начинкой ракет и устраивать большой салют в память о покойном. Эта же компания берётся отправить останки в околоземное пространство. За 695 долларов останки можно вывести в открытый космос, а за 10 тысяч — отправить их на орбиту планеты в виде своеобразного искусственного спутника. Если верить анонсу на сайте фирмы, то на повестке дня у неё продажа участков под захоронение на Луне. То ли ещё будет!

Марк АЛЬТШУЛЕР







Предыдущая    Статьи     Следущая







Интересные сайты