Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Катна в огне

В Сирии немецкие археологи раскрывают тайны древнего города, который существовал четыре тысячи лет назад. Клинописные тексты рассказывают о расцвете могучего государства и о его трагической гибели

Более тысячи лет назад Катна исчезла, словно земля поглотила ее. В 150 километрах к северо-востоку от Дамаска возвышается плоский холм - остатки обнесенной защитным валом резиденции. Стены крепости местами поднимаются ввысь до 20 метров. Несколько лет назад археологическая экспедиция из Тюбингена приступила к основательному исследованию древнего сооружения.

Летом 2002 года экспедиция работала на глубине нескольких метров, в длинном коридоре. Раскопки дают однозначный ответ на вопрос о причине гибели города. Черные следы сажи и пепла рассказывают о всепожирающем огне большого пожара. Но именно огонь сохранил свидетельства о жизни города. В коридоре внутри «пожарного» слоя археологи нашли 73 таблички из обожженной глины с клинописными текстами - целый архив древнего царства.

Берлинский востоковед Томас Рихтер расшифровал тексты на глиняных табличках. Они представляли собой государственную переписку времен царя Иданды. В одном из документов упоминается, что для армии заказано 18 600 бронзовых мечей. На такое количество мечей требовалось примерно 40 тонн меди и олова. Если Иданда располагал таким количеством сырья, значит Катна была богатым государством. Срочное перевооружение армии говорит о подготовке к войне.

Ученые узнали о политических интригах царей Катны. Иши-Адду правил в XVIII веке до нэ. и прославился разумной и гибкой политикой по отношению к соседям. Он использовал брачные узы в политических целях и удачно сосватал свою дочь за соседнего царя, чтобы укрепить союзнические отношения. Принцесса Бельтум жаловалась в письмах к родным, что убранство ее нового дома недостаточно роскошно для ее высокого происхождения.

Экспедиция профессора Пфальцнера очистила от многовековых наслоений фундаменты в центре Катны. Археологи обследовали весь дворцовый комплекс, и оказалось, что его общая площадь составляет 18000 квадратных метров. В центре стоял огромный зал, крышу которого поддерживали четыре массивные столба. Ямы от опор уходят на пять метров вглубь земли - достаточно, чтобы удержать в вертикальном положении 12-метровые колонны. Ученые полагают, что в этом зале происходили приемы и церемонии. Рядом находился тронный зал.

Однако от колоссальных колонн не осталось и следа. В коридоре и других местах археологи нашли почти истлевшие опаленные куски древесины ливанского кедра. Эти кусочки подсказали ученым, что колонны, по всей вероятности, были деревянные и полностью рассыпались от времени. Но особенно интересны мелкие обломки, из которых удалось составить цельную картину великолепной отделки дворца.

Из тысяч кусочков специалисты сложили орнамент, типичный для критской минойской и культуры. Все узоры, техника исполнения и краски точно совпадают с критскими образцами. Значит, критские мастера учили ремесленников из Катны или сами выполняли работу для местного царя.

Дворцовый коридор неожиданно оборвался: он привел археологов в подземное помещение, которое оказалось погребальной камерой. Слева виднелся массивный саркофаг, у самого входа торчала из песка базальтовая голова. С другой стороны показалась еще одна голова. Это две сидящие каменные статуи высотой около метра, с плоскими чашами в руках. Возможно, статуи являются изображениями цариц.

Археологи обратили внимание, что вход в погребальную камеру не был закрыт или замурован. В открытую гробницу мог попасть любой грабитель. Содержимое камеры подтвердило наихудшие подозрения: саркофаг в углу стоял без крышки, на полу валялись каменные осколки - там царил полный хаос. В камере все было перевернуто и разбросано. Общей участи не избежали «золотые уточки», которые прежде украшали деревянный браслет или крышку баночки с какими-нибудь притираниями. Искусная отделка изящной вещицы свидетельствует о высоком мастерстве ювелиров.

В первом саркофаге лежали человеческие кости, кости животных, чашки и миски. В соседнем помещении, где стоял второй саркофаг, тоже был страшный беспорядок. Такое впечатление, что в таинственном склепе произошла грандиозная попойка. Из отрывочных сведений о ритуалах народов древней Сирии известно, что у них существовал обычай поминать усопшего пышными пирами. Как только царь в последний раз закрывал глаза, его без промедления хоронили. Во главе похоронной процессии шествовал старший сын покойного. Женщины громко стенали. Жрец и наследник совершали ритуал проводов усопшего в «край, откуда нет возврата». Потом в царском склепе начинался пир. В жертву богам приносили птиц, чтобы душу царя благосклонно приняли в стране предков.

Во второй камере на носилках громоздилось нечто бесформенное. Археологи выделили оттуда древесные и другие растительные остатки, кости и волокна тканей. На полу лежали неплохо сохранившиеся кости голубя. Носилки покрывал слой переплетенных растительных волокон, поверх лежали какие-то тряпки. Остатки сине-фиолетовой шерстяной материи, вероятно, были царским облачением. В завершение поисков археологам еще раз улыбнулась удача: они извлекли из кучи мусора золотую цепь с драгоценными камнями. Исследование человеческих костей показало, что там погребены одна женщина и четверо юношей. Один из юношей страдал наследственным заболеванием, часто появлявшимся в династиях, практикующих кровосмесительные браки. Даже после смерти члены семейства лежали вместе. Регулярно в полнолуние родственники покойных посещали их могилы, устраивали «на помин души» обильное застолье. Так предписывала их религия. Царь восседал на почетном месте и раздавал присутствующим хлеб, мясо и другие кушанья. Ученые Бристольского университета в Англии подвергли анализу микроскопические следы трапезы на мисках и черепках. Глиняную посуду не покрывали глазурью, поэтому в черепках и мисках остались следы животного жира, кислот, красителей (значит, там было молоко и вино).

Главным событием погребального ритуала было символическое очищение мертвеца. С помощью специальной «золотой руки» жрец держал чашу с освященной водой. Он становился в ногах покойного и окроплял драгоценной жидкостью мертвое тело. Коридор, соединявший дворец с гробницей, несет на себе следы бедствия, постигшего Катну. В конце XIV века до нэ. начались войны. Первыми напали на Катну египтяне, давние торговые партнеры. Египтяне, несомненно, приложили руку к погибели Катны.

Соседи в письмах предостерегали Иданду о вторжении войск хеттского полководца Ханнутти. «Позаботься о своей голове», - настаивали они. Хетты пришли из северного Причерноморья, покорили Малую Азию. Катна упорно сопротивлялась захватчикам. В новолуние правитель собрал советников и призвал на помощь мудрость предков, но боги отвернулись от Катны, силы судьбы обратились против злосчастного города. Войска Ханнутти ворвались в город и подожгли его со всех сторон. Гонец, посланный в Египет просить помощи, добрался до фараона Эхнатона, но было уже поздно - Катна погибла навсегда.

Александр КОБЕЦ







Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты