Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Парфия - царство между Римом и Китаем

В начале нашей эры государства еще не делили между собой всю земную сушу, а некоторые территории (например, Новая Зеландия) вообще еще были не населены людьми. Однако крупнейшие империи того времени известны по сей день. Это Рим и Древний Китай. В каждой из них жило не менее 50 миллионов человек, что немало и по нынешним меркам.

Но были и другие крупные и сильные государства, незаслуженно остающиеся «в тени» более знаменитых. К ним относится и Парфянское царство, интересное и со многих других точек зрения. В свое время мне приходилось писать о том, что Древней Персии мы обязаны такими словами как «сатрапы» и «маги». Но это - наследие империи, созданной царем Киром задолго до новой эры. Во многом мы знаем о ней благодаря древнегреческим историкам.

Последующий период истории нынешнего Ирана и сопредельных территорий в Европе известен куда хуже. После распространения ислама страна, называвшаяся тогда Персией, вновь попадает в поле зрения христианских летописцев. Русь также устанавливает с ней связи - известен был не только путь «из варяг в греки», но и путь «из варяг в персы», именно им шел Афанасий Никитин. Обмен Русь вела с Персией напрямую, а Запад - через посредников. Поэтому-то средневековые шахи и обменивались посольствами с русскими государями - во времена Ивана Грозного в Москву прислали даже живого слона.

А от первых веков новой эры славянские летописи не сохранились, для китайских авторов все земли к западу от Тибета, Синцзяна и Гоби были «диким Западным краем», а Древний Рим, как известно, славился больше военачальниками и гладиаторами, нежели хронистами. Сами же парфяне тоже не славились летописанием. Тут они, увы, не одиноки - царства Древней Индии по той же причине изучены несколько хуже, чем царства Древнего и раннесредневекового Китая. Поэтому история Парфии во многом остается «белым пятном». Немалую роль тут играет и то, что ведущей религией в Парфии был зороастризм - тогда одна из мировых религий, а ныне - вера парсов, которых более всего в индийском городе Мумбай. Царства, вера которых пережила их, находились и находятся в лучшем положении - даже злые деяния их царей оставались нравоучительными примерами в летописях монахов той же веры.

Руины дворца в Ктесифоне

Парфия возникла в III веке до нашей эры в результате завоеваний одним из кочевых племен территорий, на которые распалась эллинистическая держава, созданная в результате завоеваний Александра Македонского. Основатель династии Аршак был в молодости атаманом разбойников. Кочевники смешались с местным населением и ведущим народом в Парфии реально были не только парфяне (жившие тогда в основном на землях современного Туркменистана), но и персы. В 141 г. до н.э. парфяне заняли Вавилон, царство стало сильным. Историки называют Парфию царством, а не империей, но наличие покоренных народов и титул правителя «царь царей» характерны все же для империй. Правитель спал на золотом ложе, имел золотой трон и, конечно, гарем. Столица Парфии, крепость Ниса находилась на территории современного Туркменистана. Ныне она включена в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Позднее столицей был город Ктесифон в Междуречье.

Примерно за 100 лет до новой эры в Парфию прибыло посольство из Китая. В ответ парфяне послали не только дипломатов, но и фокусников, а также страусовые яйца. Граница между парфянскими и римскими владениями долго проходила по реке Евфрат. Рим и Парфия неоднократно воевали. Хорошо известна, например, история гибели римского полководца Красса, сумевшего за 17 лет до этого разбить армию восставших рабов под предводительством Спартака.

Получив в 54 г. до н.э. в консульское управление Сирию, Красс, соперничавший с Помпеем и Цезарем, решил укрепить свои позиции победоносным походом на Восток, а заодно и расширить свои владения. Посол парфян Вагиз, предупредил Красса, что скорее на его посольской ладони вырастут волосы, чем римляне войдут в парфянскую столицу. Проводником семи легионов Красса согласился быть Абгар, прежде оказывавший услуги Помпею. Однако он, как оказалось, «работал» на Парфию и завел римлян в безводную местность, где их поджидала парфянская армия. Войско Красса было почти окружено и несло большие потери от обстрела из «фирменных» больших луков парфян. Попытка атаки, предпринятая сыном Красса, закончилась его гибелью. Голову наследника прислали римскому полководцу. Красс разделил свое войско и сам решил вырываться из окружения с одной из частей своей армии. Это не удалось, он погиб, выйдя со своими телохранителями навстречу противнику. Около 10 тысяч римлян из этой части войска, правда, несколько тысяч человек из другого отряда сумели все же уйти на Запад.

Интересно, что часть пленных римлян стала служить парфянам в качестве фортификаторов, в том числе на восточной границе Парфии, в районе Таласа (нынешняя Киргизия). Там спустя еще 17 лет (через 34 года после подавления восстания Спартака) им разрешили взять в руки оружие для обороны границы от китайского отряда. Однако победа осталась за ханьцами (самоназвание китайцев) благодаря использованию ими технической новинки - арбалетов. В плен в Китай отправили две тысячи римлян. В одном из любопытных задачников по истории московского преподавателя С.Г. Смирнова есть текст-рассказ от имени одного из таких римских воинов, совершившего в течение жизни невольное путешествие от Галлии до тихоокеанского побережья. Такие редкие судьбы, конечно, не означали, что народы Рима и империи Хань знали друг о друге достаточно много, хотя, впрочем, известно даже, что торговля между ними была более выгодна ханьцам - из-за дороговизны шелка; Рим не мог предложить что-либо столь же ценное и уникальное для Востока.

После гибели Красса парфяне ненадолго отняли у Рима такие территории как Сирия, Палестина и Малая Азия. В дальнейшем войны проходили с переменным успехом, территорией раздора была Армения. Завоевать надолго римлянам ее никак не удавалось.

Парфяне, кроме конных лучников, имели тяжеловооруженную кавалерию, прообраз рыцарской конницы - и всадник, и конь были защищены кольчужной броней. Несли на себе закованных в броню всадников кони специально выведенной породы. Запас стрел для луков везли на верблюдах.

Римские лазутчики, надо сказать, активно поддерживали сепаратистские движения в Парфии, добившись в конце концов успеха. Возможно, сыграло свою роль и стремление персов (иранцев) вернуть сеое ведущую роль в державе. К слову, слово «иранцы» - древнее и является вариантом произношения слова «арии» («арийцы»).

Свергнувшие парфянских царей Сасаниды были в большей степени зороастрийцами, чем цари Парфии, хотя и в честь каждого из парфянских царей во времена его правления горел ритуальный вечный огонь. Отмечу, что молитву зороастрийцев перед огнем часто считают признаком их огнепоклонства, в то время как на самом деле молящийся парс выражает не столько почитание огню, сколько презрение к демону Ахриману (другое его имя - Нергал). Молитв в течение дня полагалось совершать пять (как впоследствии и в исламе закрепились пять намазов). Однако историки не считают, что зороастризм был государственной религией Парфии, испытывавшей сильное влияние эллинизма. С востока в Парфию проникали проповедники буддизма. Не запрещали почитать и древних богов Междуречья. Распространен был также культ Солнца и Луны.

Крупнейшим святилищем Солнца был храм в сильно укрепленном городе Хатра на севере Междуречья. В 199 году Хатру не смогло взять войско римского императоры Септимия Севера. Осажденные использовали «хатрский огонь» - то же самое, что позднее называли огнем «греческим». Силы Римской империи в III веке иссякали, но то же самое можно сказать и о Парфии. Хатра была разрушена в 240 году, уже в следующую историческую эпоху, при новой, иранской династии Сасанидов.

Сменившая в 224 г. н.э. Парфию на исторической сцене имперская держава династии Сасанидов так и называлась - государство ариев (ираншахр). Дед основателя династии, Сасан, был жрецом-магом. Властители называли себя царями царей - шаханшахами, в русском произношении - шахиншахами. Верховный жрец носил титул «мобедан мобед». Организация войска в империи Сасанидов известна нам, в частности, по трудам римского военного историка Аммиана Марцеллина. В армии по-прежнему важную роль играла тяжеловооруженная конница в кольчужных доспехах.

Зороастризм при Сасанидах стал играть еще большую роль, однако с ним соперничало весьма пессимистичное по отношению к жизни учение казненного в III веке пророка Мани.

Эта новая империя просуществовала до арабского завоевания в 651 году. Задумаемся - ужель Парфянская держава была непрочной, раз страна пережила, пусть и под другим правлением, разгромленную Западную Римскую империю? И даже расширила свою территорию... На рубеже 600 года, во времена Хосрова Победоносного, власть Сасанидов простиралась от Египта и Иордании до Афганистана и Пакистана, от Армении и Азербайджана до Аравии.

Сергей КРИВЕНКОВ






Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты