Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...








Интересные сайты:




Загадки Тиауанако

Этот город расположен на холодной возвышенной равнине, с обеих сторон окруженной заснеженными хребтами Анд, неподалеку от берегов самого высокогорного в мире судоходного озера Титикака. Среди голой, лишенной деревьев равнины, на высоте около четырех тысяч метров, лежат стотонные блоки, многометровые монолитные статуи, стоят каменные порталы и пирамиды. Это развалины древнего Тиауанако. Кто и когда основал город, расположенный гораздо ближе к звездам, чем ко всем остальным поселениям человека в Америке?

Разгадку найти не просто. На протяжении веков многие памятники древней культуры были разрушены, ибо город служил каменоломней. Статуи и дома разбивали киркой. Стены жилищ местных индейцев сооружены из каменных блоков, столетия назад обработанных руками их предков. Самый сильный урон Тиауанако нанесли строители железной дороги. Для возведения мостов, укладки рельсов и других работ требовалось много камня. С разрешения властей строители стали взрывать динамитом статуи и стены Тиауанако.

Тиауанако, а точнее то, что от него осталось, состоит из нескольких основных объектов: дворец Каласасайя с прямоугольным основанием длиной 126 и шириной 17,5 метра и расположенные по соседству полуподземный храм, монолит Беннетта и Дворец саркофагов, а также пирамида Акапана, Ворота Пумы и Ворота Солнца.

Исследователи на основании старинных хроник предполагают, что в стены каменного дворца Каласасайя были вбиты золотые гвозди, на которых держались медные, бронзовые и золотые пластины, покрывавшие здание.

Руины Тиауанако

Так называемый полуподземный храм, фундамент которого врыт в землю на глубину 170 сантиметров, служил святилищем божества, которое воплощает семиметровая статуя — монолит Беннета, названный по имени археолога, нашедшего статую в 1932 году. Неподалеку от гигантского монолита была обнаружена еще одна, меньшая фигура, изооражающая мужчину с бородкой, что не типично для индейцев. Позже к нему присоединились еще несколько каменных бородачей.

Археологи убеждены, что главное божество Тиауанако изображено на знаменитых Воротах Солнца (Инти-Пунку). Они вытесаны из десятитонного блока андезита размером 3х3,75 метра. Верхнюю часть Ворот украшает богатый рельеф, в центре которого находится фигура человека с невероятно большой головой, окруженной нимбом. Нимб образуют двадцать четыре луча, каждый из которых имеет на конце голову ягуара или пумы. Из глаз человека текут слезы (как и у монолита Беннетта). В руках божества большой жезл с головками кондоров наверху. Свита из 48 полулюдей-полуптиц, изображенных ниже, держит в руках точно такие же жезлы.

Изображения на Воротах Солнца вызывают больше всего споров среди знатоков перуанской истории, ведь узнав имя главного божества Тиауанако, можно найти ответы на волнующие вопросы о происхождении древней культуры. В настоящее время большинство ученых сходятся в том, что на самом большом рельефе мы видим главного бога Тиауанако по имени Кон-Тики Виракоча. Он же был главным божеством, творцом мира и первых людей у инков.

Первые испанские хронисты Перу записали гимны, сложенные индейцами в честь Виракоча, и множество мифов в которых древний город и ' озеро Титикака играли непоследнюю роль. В них рассказывается о том, что в начале существования мира, в пору Вечнои Тьмы, из вод озера вышел бог Кон-Тики Виракоча и стал править в Тиауанако. В стенах города бог сотворил Солнце, Луну и другие небесные светила и приказал им двигаться по небу. Затем он создал первых мужчин и женщин, среди которых были люди с белым цветом кожи. Они выделялись высоким ростом и носили, длинные бороды. Не в их ли честь поставлены «бородатые» статуи?

Современные индейцы, живущие на тростниковых островах озера Титикака, мало отличаются от своих перуанских соседей. Но еще в XIX столетии знаменитый путешественник А. Гумбольдт встречал индейцев «с белым цветом кожи, небольшого роста, вооруженных ядовитыми стрелами».

Старейшее письменное сообщение о Тиауанако было составлено в середине XVI века испанцем Сьеза де Леоном, который одним из первых европейцев увидел развалины. По его словам, гигантские каменные постройки появились задолго до прихода к власти инков, в ту пору, когда на острове озера Титикака жили белые бородатые мужчины, напоминавшие, европейцев; они брали в жены местных женщин, а дети их стали правителями — Великими Инками.

Конкистадор Педро Писарро, пленивший последнего Инка, утверждал, что некоторые представители правящей знати были белее, чем испанцы. Их считали потомками Виракочи.

В тридцатые годы XX столетия боливийский морской инженер Артур Познанский предпринял попытку произвести своего рода расшифровку барельефов Ворот Солнца, трактуя их как знаки календаря. Правда, календаря очень и очень странного. Во-первых, годовой цикл в нем равен не 365, а 290 дням, во вторых, сутки состояли из 30 часов которые к тому же не соответствовали нашим обычным часам, а в-третьих, ряд знаков, которые толковались исследователями как символы солнечного затмения, показывали, что затмения эти происходили с невероятной частотой — каждый месяц (равный 24 дням) они случались 19 раз!

Такой странный календарь заставляет, прежде всего, усомниться в правильности его истолкования. Но, например, советский писатель-фантаст А. Казанцев говорил о возможном венерианском происхождении календаря Тиауанако. 0 том, что город стал свидетелем визита носителей внеземных цивилизаций, писали авторы книги «Возвращение чародеев» французские ученые Пауэлз и Бержье.

Как бы то ни было, архитектурный комплекс Тиауанако — это действительно гигантский каменный календарь, отразивший астрономические явления, происходившие, по мнению одних, около двадцати тысяч лет назад, по мнению других — на рубеже новой эры.

Новые изыскания на дне озера Титикака, проведенные археологами и Аргентинской федерацией подводного плавания, возможно помогут разгадать некоторые загадки древнего города. Подводные археологи обнаружили на расстоянии четверти километра от берега целый архитектурный ансамбль, протянувшийся более чем на километр. Тут была мощеная мостовая в несколько сотен квадратных метров и около тридцати стен, расположенных в геометрическом порядке, идущих параллельно друг другу.

Может быть, это некрополь Тиауанако, ведь до сих пор никому не удавалось обнаружить во всем этом грандиозном комплексе ни одного захоронения.

Анды, несмотря на свое величие и высоту, горы молодые — они сформировались к концу третичного периода. До этого Титикака было не самым высоким в мире озером, а обыкновенным морским заливом, о чем свидетельствуют скелеты морских животных, найденные здесь. В третичном периоде началось поднятие Анд, и озеро оказалось отрезанным от океана. Уровень его то поднимался, то понижался, что, может быть, и заставило творцов Ворот Солнца и других сооружений покинуть Тиауанако.

Ирина СТРЕКАЛОВА








Предыдущая     Статьи     Следущая











Друзья сайта: