Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Мертвецы, восставшие из могил

Ученые близки к разгадке тайны мумии немецкого аристократа. В начале Нового времени в Германии возник обычай мумифицировать покойников. Что заставляло богатых землевладельцев и горожан совершать такой необычный погребальный ритуал?

Господина фон Хольца судьба не баловала. Во время Тридцатилетней войны он служил наемником в шведской армии. Хотя героическая смерть на поле брани его миновала, наш герой умер в возрасте тридцати пяти лет - от гриппа или от заражения крови.

После смерти положение ландскнехта улучшилось

Родственники справили усопшему дорогие сапоги из телячьей кожи с прочными, подбитыми гвоздями подметками. Похоронили воина в солидном склепе во франконском замке Зоммерсдорф вблизи Ансбаха (Бавария).

В подземелье замка останкам фон Хольца суждено было повторить участь мумий египетских фараонов - его тело не подверглось разложению.

Мумия фон Хольца

Через 370 лет после смерти немецкого дворянина его тело по-прежнему находится в весьма хорошей сохранности. Фон Хольц имел богатырское телосложение при росте 1 метр 88 сантиметров, а в то время люди были, преимущественно, невысокого роста.

На ногах у него надеты те самые сапоги, которые заботливые родственники заказали для погребения.

Недавно останки этого человека впервые покинули подземелье замка. Археологи из Музея Райс-Энгельхорна в городе Мангейме тщательно исследовали мумию. Они установили, что могучий великан при жизни не получил никаких телесных повреждений. Он не был ранен на войне и перед тем, как заболеть острой инфекционной болезнью, отличался отменным здоровьем. Остается неясным, почему этого дворянина мумифицировали.

Изучением так называемых «болотных мумий», извлеченных из верховых болот, и мумифицированных мертвецов из подземных склепов, занимается в Германии всего несколько специалистов. Один из них - известный археолог Вильфрид Розендаль. К Розендалю часто обращаются наследники старинных замков или пасторы и сообщают, что нашли в подвалах замка или церкви могилу с мумией.

Почему строили такие склепы?

Коллега Розендаля Андреас Штребль исследует в настоящее время останки нескольких высокородных господ, которые погребены в XVIII веке в подземном склепе под зданием церкви Иоанна Крестителя в районе Ганновера Веттберген. О том, что в подземельях замков и церквей есть много могил знатных немцев, тела которых мумифицированы, известно уже давно. Но долгое время никто всерьез не доискивался причин, почему этих покойников похоронили столь необычным для Европы способом.

Известно более тысячи мумифицированных трупов знатных немцев. В склепах лежат останки взрослых людей и детей, в некоторых случаях хорошо сохранилась одежда. Нередко в гробах находят погребальные дары: гребни, пряности, монеты, даже помазок для бритья.

Поскольку склепов с мумиями на удивление много, исследователи пришли к заключению, что тут явно речь идет о каком-то ритуале. «Я долго считал, что мумификация была не целью, а скорее побочным следствием тогдашних погребальных обычаев», - говорит Андреас Штреоль. Новые данные, собранные археологами, заставляют исследователей усомниться в прежних взглядах на этот вопрос.

В письменных источниках нет сведений о погребальных обычаях той эпохи. Тем не менее, Штребль кое-что обнаружил. В письме настоятелю берлинской приходской церкви, датированном 1710 годом, некая дама, по имени Катарина Штайнкоппен, скорбит по своей умершей внучке, «бренное тело которой в церковном подземелье останется нетленным». Отец ребенка, надворный советник фон Шутц, заплатил за погребение порядочную сумму - десять рейхсталеров. В то время десять талеров составляло, например, жалованье кучера за целый год.

Некрополь с ситемой вентиляции

В подземельях церковного здания неподалеку от берлинской площади Александерплатц лежит, в общей сложности, 140 мумифицированных тел. Установлено, что там хоронили только избранных покойников из состоятельных и знатных семейств.

Недавно ученые выяснили, что отцы церкви специально создали в Берлине самый крупный в Германии мавзолей для высших классов.

После ознакомления с текстом письма Катарины Штайнкоппен исследователи заново детально обследовали склепы в историческом центре Берлина. Они обнаружили в подземельях заложенную лет триста назад высокоэффективную систему вентиляции. Отдельные склепы связаны между собой узкими вентиляционными шахтами.

Благодаря непрерывной циркуляции свежего воздуха в подземном некрополе не было затхлости, сырости и гнили.

Даже в самых маленьких подземных склепах археологи Розендаль и Штребль нашли хорошо продуманные системы вентиляции. Однако мумификации тел добивались не только посредством искусственной вентиляции могил. Гробовщики выстилали гробы древесными опилками, которые, подобно ватным тампонам, впитывали выделявшуюся из трупов биологическую жидкость.

Во многих церквях в сводах подземелий первоначально были окна, но в более поздние века их закрыли, замуровали, чтобы туда не залезли воры и осквернители могил. Похвальное стремление сохранить старинные захоронения часто приводило к прямо противоположным результатам. Как только прекращалось сквозное движение воздушных потоков, мумии сгнивали в течение нескольких недель.

«Ещё есть много «чёрных дыр», заполнить которые мы не можем»

Археологи пытаются ответить на вопрос: почему богачи мумифицировали своих покойников? Отмечена характерная закономерность: 99 процентов склепов с мумиями найдено в протестантских регионах, а именно: во Франконии, в Саксонии, в Тюрингии, в Бранденбурге, в Северной Германии и в Берлине. Трупы мумифицировали в XVII, XVIII и в начале XIX века.

Первую попытку выяснить причины странного ритуала предпринял теолог и археолог Райнер Серрис, директор Музея погребальной культуры в Касселе. Он принадлежит к немногочисленным немецким ученым, которые занимаются изучением захоронений. Профессор Серрис предположил, что новый культ мумий вызван широким распространением учения христианского реформатора Мартина Лютера (1483-1546 гг.).

В качестве доказательства Серрис приводит место из Книги Иова, которое Лютер перевел с латыни на понятный для паствы немецкий язык, приближенный к народной речи.

В Книге Иова есть такое место: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога». Может быть, зажиточные протестанты ввели моду на мумификацию трупов из боязни, что они не воскреснут, если их тела сгниют в сырой земле. «Есть еще много «черных дыр», заполнить которые мы не можем», - признается профессор Серрис. - «Вполне возможно, что люди просто хотели иметь полную гарантию, что их тела сохранятся до Страшного Суда».

Наверняка не обошлось без предрассудков. Близкие покойных часто обивали гробы зазубренными полосами жести, чтобы покойник не мог вылезти из гроба. В то время очень боялись «живых мертвецов», восставших из могилы. Никто не сомневался, что злой человек может и после смерти бродить среди живых и вредить своим врагам.

Коллеги археологов Розендаля и Штребля постарались выяснить причины необычных способов захоронения. Они полагают, что особую важность имеют обстоятельства жизни и смерти человека. В качестве подходящего объекта для изучения исследователи избрали дворянина фон Хольца. Его мумию исследовали методом компьютерной томографии, а потом реконструировали его лицо.

Покойный ландскнехт оказался несимпатичным субъектом. Огромный рост и отталкивающая внешность этого солдафона могли вызывать робость у окружающих, пожалуй, даже опасение за их жизнь и здоровье. Голова у Хольца была крупная, четырехугольная, челюсть тяжелая, выступающая вперед, а зубы для того времени очень хорошие - хоть орехи колоть.

Исследования мумий, находящихся в фамильном склепе в Ганновере, еще не закончены. Археологи надеются, что они обнаружат там доказательства преступлений или следы каких-то заразных или наследственных болезней, которые стали причиной безвременной кончины представителей двух аристократических семей - фон Ханзинг и фон Гроне. К примеру, по датам смерти видно, что четыре девушки из одной семьи умерли одна за другой в течение четырех лет.

Не всегда легко установить, чья мумия лежит в подземелье. В склепе монастырской церкви в Ризе (в земле Саксония) находится 29 мумий. Специалисты считают это захоронение уникальным историческим свидетельством ритуала мумификации останков в Германии.

Во времена ГДР монастырские подземелья в Ризе привели в порядок и закрыли. Строительные работы в церкви в 2009 году привлекли внимание археологов к склепу одного саксонского дворянского рода.

Из 29 мумий в Ризе почти все идентифицированы. Для исследователей они все интересны, каждая по-своему. Например, историки костюма могут изучать подлинную одежду поместных дворян и городских чиновников. На мумии молодой девушки надето превосходно сохранившееся шелковое платье, а на голове нарядный саксонский чепец. Другие покойники облачены в длинные, похожие на халат одеяния, а их головы покрыты ночными чепцами и колпаками.

Относительно правильности идентификации одной мумии существуют некоторые сомнения, рассеять которые должен генетический анализ. Речь идет об останках Эрнста Отто фон Оделебена. Саксонский офицер фон Оделебен был близким соратником Наполеона Бонапарта. В 1812 году саксонец сопровождал Наполеона в бесславном походе на Россию. Фон Оделебен пережил также окончательный разгром французской армии в 1813 году под Лейпцигом.

В отличие от фон Хольца, в случае Оделебена ученым не придется искать на мумии следы боевых ран, которые могли послужить причиной его смерти. Ветеран наполеоновских войн в последние десятилетия своей жизни работал на родине землемером и тихо умер за письменным столом.

Галина СИДНЕВА







Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты